Оспаривание действий чиновников
Обжалование действия или бездействия государственных органов
Обжалование действий органов в рамках уголовного судопроизводства
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Обжалование действия органов в порядке административного судопроизводства
Рассмотрение жалобы прокурором
Обжалование действий судебных приставов
В развитие конституционной нормы Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение вреда гражданину или юридическому лицу федеральными государственными органами, а также их должностными лицами; причинение вреда гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Законодатель установил исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых у государства возникает обязанность возместить вред.
Такие основания определены статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ.
Во-первых, причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Во-вторых, причинение вреда гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В-третьих, причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекшей незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В-четвертых, причинение вреда гражданину или юридическому лицу при осуществлении правосудия.
Наибольшее количество дел рассматриваемой категории связано с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, судебных приставов-исполнителей. Встречаются также дела, связанные с незаконными актами судов общей юрисдикции.
По общему правилу, при наличии спора о возмещении вреда, соответствующие требования предъявляются в суд (общей юрисдикции – если потерпевшим является гражданин либо арбитражный суд – если вред причинен юридическому лицу или гражданину – предпринимателю).
Несмотря на то, что существует достаточно обширная судебная практика рассмотрения подобных исков, и по сей день ряд вопросов вызывает неоднозначное толкование. Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы, касающиеся механизма и размера возмещения вреда и участия в суде представителей государства.
Во всех указанных выше случаях вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
До вступления в силу 01.01.2000 Бюджетного кодекса РФ не возникало вопросов, какой орган должен выступать в суде от имени казны Российской Федерации по рассматриваемой категории дел. Им являлось Министерство финансов РФ, издавшее 12 февраля 1998 Приказ о порядке организации и ведения Министерством финансов РФ по выступлению от имени казны РФ, а также по представлению интересов Правительства РФ в судах.
После вступления в силу Бюджетного кодекса РФ возникли сложности с определением надлежащего органа, уполномоченного выступать в судах от имени казны Российской Федерации по указанной категории дел. Согласно пп.1 и 10 ст. 158 Бюджетного кодекса в суде от имени российской казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, т.е. определенной ведомственной классификацией расходов федерального бюджета орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета определяется Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» и содержится в составе федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
В отношении органов внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета, главным распорядителем средств указанного бюджета и представителем казны в суде будет выступать Министерство внутренних дел РФ, поскольку в соответствии с пп. 38 п.8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 18.07.96 оно осуществляет централизованное обеспечение органов внутренних дел финансовыми ресурсами за счет средств федерального бюджета.
В отношении судебных приставов-исполнителей главным распорядителем будет являться Министерство юстиции РФ, в отношении таможенных органов – Государственный таможенный комитет РФ, в отношении органов прокуратуры – Генеральная прокуратура РФ, в отношении судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ) и мировых судей главным распорядителем является Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Такой позиции, с учетом требований действующего законодательства придерживается Министерство финансов Российской Федерации.
Совершенно иной позиции придерживается Верховный Суд РФ.
Так, по конкретным гражданским делам им была высказано следующее.
Указанные выше нормы Бюджетного кодекса РФ к гражданским правоотношениям не применяются. В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Поскольку в настоящее время такой федеральный закон не принят, данную норму необходимо оценивать в контексте с другими нормами действующего законодательства.
Понятие казны содержится в п. 4 ст. 214 ГК РФ, из смысла которой следует, что перечисленные выше органы не могут нести ответственность переданными ей денежными средствами, поскольку бюджетным законодательством установлен целевой характер их использования государственными учреждениями.
Бюджетный кодекс РФ регулирует правоотношения между субъектами бюджетных правоотношений всех уровней в процессе становления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов (ст. 1 БК РФ). Поскольку в перечне участников бюджетного процесса (ст. 152 БК) нет физических лиц, они не являются участниками бюджетного процесса и нормы бюджетного законодательства к правоотношениям, в которых одной из сторон выступает гражданин, не применимы. По делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должен выступать Минфин РФ в лице Главного управления Федерального казначейства.
Вопросы ответственности по возмещению вреда, причиненного при осуществлении правосудия, были предметом рассмотрения и Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, по делу о проверке конституционности положений пункта 2 ст. 1070 ГК РФ, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 25.01.01 указал, что отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (иногда весьма значительной) и зачастую оценивает обстоятельства, не имея достаточной информации.
При столь большой зависимости результата осуществления правосудия от судейской дискреции разграничение незаконных решений, принятых в результате не связанной с виной ошибки судьи и его неосторожной вины, представляет собой трудновыполнимую задачу. Поэтому участник процесса, в интересах которого судебное решение отменяется или изменяется вышестоящей инстанцией, может считать, что первоначально оно было постановлено не в соответствии с законом именно по вине судьи.
В тоже время оспариваемое положение п.2 ст. 1070 ГК не только исключает презумпцию виновности причинителя вреда, но и предполагает в качестве дополнительного обязательного условия возмещения государством вреда установление вины судьи приговором суда и, следовательно, связывает ответственность государства с преступным деянием судьи, совершенным умышленно (ст. 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта») или по неосторожности (неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей как должностным лицом суда своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если оно повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан – ст. 293 УК РФ «Халатность»).
Оспариваемая статья во взаимосвязи со ст. 1069 ГК, а также названными и иными положениями Уголовного кодекса РФ, на основании которых судья как должностное лицо суда может быть привлечен к уголовной ответственности, следует, что государство возмещает вред во всех случаях, когда он причинен преступным деянием судьи при осуществлении судопроизводства.
Жилищный - от 65.000 руб. | Судебный - от 25.000 руб. | Консультация - от 3.500 руб. | Арбитражный - от 80.000 руб. | Страховой - от 45.000 руб. | Имущественный - от 100.000 руб. | Гражданский - от 35.000 руб. | Семейный - от 40.000 руб. | При разводе - от 30.000 руб. | Кредитный - от 20.000 руб. | Трудовые споры - от 70.000 руб. | Административные дела - от 25.000 руб. | Земельные вопросы - от 170.000 руб. | Налоговые дела - от 100.000 руб. | Банкротство - от 200.000 руб. | Наследственным дела - уточняйте | Алименты - от 250.000 руб. | ДТП - от 30.000 руб. | Недвижимость - уточняйте | Пенсионные дела - уточняйте